Современное освещение улиц
Современный город совершенно не представляется без уличного освещения. Причем речь идет не только о функциональном значении такого освещения, но и о том, что это важная эстетическая составляющая. И если с функциональность все более или менее понятно, то эстетическая составляющая и есть предмет нашего исследования. Начнем с интеграции уличного освещения и архитектуры.
Архитектурное освещение улиц требуется для создания уникального и выразительного облика любого ночного города. Следует учитывать особенности всех зданий того или иного района города: высоту, стиль и цвет. И именно в соответствии с данными характеристиками можно подобрать правильные осветительные приборы и оборудование. Наиболее важными факторами уличного городского освещения являются: цветность ламп, мощность источника света, ширина и высота потока света.
Светотехника – современная реальность городов
Нужно понимать, что светотехника в настоящее время – это один из самых важных компонентов функциональной организации среды обитания человека. Грамотно спроектированное и подобранное архитектурное освещение улиц и площадей это не только функционал, комфорт и безопасность жителей в темное время суток, но еще и мощнейший инструмент в руках градостроителей и архитекторов, позволяющий воплощать различные аспекты и приемы эстетического восприятия города.
Все составляющие должны быть четко подобраны и подчеркивать неповторимый образ города: светодиодные консоли, опоры освещения металлические, прожекторная подсветка – все это должно делать город еще более элегантным. Здесь важно отметить, что помимо элегантности такого рода отношение к освещению позволяет на практике минимизировать неудобства, связанные с темным временем суток.
Облик города
Освещение по праву является главным фактором, который формирует облик городов в вечернее и ночное время. Из множества видов освещения города – уличного, рекламного, витринного и архитектурно-художественного – именно у последнего, скорее всего, одни из самых огромных возможностей для развития в масштабных городах нашей страны.
Во всем мире лучшими образцами для подражания в уличном освещении всегда являлись крупные мегаполисы и столицы государств. Среди них можно выделить Нью-Йорк, Рим, Лондон, Барселону и, конечно же, Париж. Миллионы путешественников восхищаются архитектурно-световыми шедеврами вышеуказанных городов в темное время суток.
В праздничные и выходные дни многие крупные города расцвечиваются прекрасной дополнительной иллюминацией. В Париже, например, во время празднования 2013 года каждое дерево, находящееся на Елисейских полях, было индивидуально подсвечено, а Эйфелева башня и вовсе превратилась в трехсотметровую разноцветную радужную колонну света. Несмотря на поистине гигантские энергозатраты, с эстетической точки зрения все это выглядит превосходно, а ведь нужно понимать, что это еще и правильный маркетинговый ход, который позволит привлечь еще большее количество туристов.
Наружное освещение – лицо ночного города
В России только Москва и Петербург могут похвастаться достижениями в художественном освещении улиц. Однако темпы развития этого направления говорят о том, что такая ситуация вскоре изменится.
В Москве, например, совсем недавно было применено новое управление наружным освещением. А в рамках специальной разработанной в прошлом году программы освещено свыше 350 основных зданий и доминант: почти все центральные площади, музейные комплексы, высотные здания, большие универмаги, магазины и гостиницы, многие административные исторические здания, соборы. Согласимся с тем, что в ночи освещенные здания представляют собой действительно потрясающее зрелище!
В Санкт-Петербурге архитектурно освещено большинство всемирно-известных исторических памятников: Эрмитаж, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Казанский собор и Невский проспект.
В других крупных городах России, таких как Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Екатеринбург, имеется лишь выборочное оригинальное освещение памятников, административных и исторических зданий. Именно поэтому работы по освещению улиц в данном направлении в нашей стране еще предостаточно.
Если говорить об освещении транспортных магистралей, то приоритетным направлением в организации данных работ является обеспечение безопасности передвижения на дороге. В этом случае осветительными средствами решается много задач:
- достигается уровень освещенности, необходимый для естественного восприятия ситуации на дороге;
- обеспечивается равномерность освещения;
- обеспечивается допустимый уровень прямого и отраженного блеска;
- обеспечиваются необходимые спектральные характеристики источников света;
- обозначаются направления движения пешеходов и транспорта.
Светодиодное освещение: современный подход
Помимо вышеперечисленных принципов, в работе по организации системы освещения улиц нужно учитывать особенности разных дорожных ситуаций. Например, в том случае, когда осветительный прибор расположен на уровне глаз человека, нужно избежать его ослепления (пешехода и водителя). С целью избегания ослепления в настоящее время повсеместно используется новое современное светодиодное наружное освещение.
Экономия в освещении улиц
Понимая, что количество любителей езды на велосипедах, роликовых коньках и самокатах в городах увеличивается, важно, чтобы уличное освещение всегда позволяло точно различать даже небольшие препятствия на дороге: небольшие дефекты на дороге, камни, мусор, ветки. Если для данных видов транспортных средств построены отдельные дорожки, то предпочтительнее всего на них установить датчик освещения, который будет срабатывать по мере необходимости. Это будет экономить городу массу денежных средств. Следует также помнить, что по сравнению с водителями обычного транспорта пешеходы передвигаются значительно медленнее. Это создает лучшие условия для адаптации глаза при быстром изменении яркости, что понижает риск возникновения аварийной ситуации.
Также следует учитывать, что в жилых кварталах, где наряду с зонами для пешеходов имеется еще развитая транспортная инфраструктура, наружное освещение в ночное время должно обеспечивать выполнение следующих функций:
- обеспечивать безопасность движения пешеходов и транспорта;
- создавать визуальный и психологический комфорт;
- обеспечивать беспрепятственную ориентацию на местности;
- придавать архитектурной среде дополнительные аспекты визуального восприятия.
24 мая 2013